Биография
Основные даты жизни Михаила Рогинского
14 августа 1931 Родился в Москве.
1946 –1950 Учился в Московском городском художественном училище у М.С. Перуцкого.
1950–1951 Учился в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» по специальности «художник театра».
1950–1953 Служба в армии.
1954–1960 Работал театральным художником в Северодвинске, Лысьве, Пскове и Златоусте.
1963–1969 Преподавал в Московской городской художественной школе на Кропоткинской улице.
1969–1976 Преподавал в Заочном Народном университете искусств им. Н.К. Крупской.
60-е – 70-е Участвовал в многочисленных квартирных выставках и в полуофициальных показах нонконформистского искусства.
1978 Эмигрировал во Францию.
1993 Первый приезд в Москву после долгого отсутствия.
5 июля 2004 Скончался в Париже.
Жизнеописание художника, разумеется, не может быть сведено к простому перечислению биографических фактов. Эти сведения – даже не канва, а лишь набор вех, позволяющий не заплутать в обстоятельствах времени и пространства. Их связь с творческой мыслью, с переменами в персональной философии, языке, манере, – не всегда очевидна, порой же и вовсе не установима. Особенно, если речь идет о художнике интуитивном, склонном к рефлексии, внутренне готовом к отказу от прежней стратегии ради новых идей. Именно таков был Михаил Рогинский.
Между датами его рождения и смерти (1931, Москва – 2004, Париж) уместилось множество исторических событий, успели сменить друг друга не меньше десятка глобальных художественных трендов. Да и в собственной его судьбе можно насчитать несколько поворотных моментов – скажем, возвращение в Москву после семилетней работы сценографом в провинциальных театрах или же отъезд в эмиграцию в 1978 году. Может возникнуть искушение на основе различных фактов и факторов выстроить такую картину жизни Рогинского, в которой получили бы логическое объяснение все метаморфозы его искусства. Однако подобная картина оказалась бы не только донельзя упрощенной, но и заведомо искаженной.
«Я заставлял себя воссоздавать реальность, исходя из своих представлений о ней»Ретроспективное знакомство с наследием этого автора заставляет предположить, что свойственные ему эстетические повороты не диктовались внешними обстоятельствами, а были плодами напряженных раздумий, интуитивных догадок и практических экспериментов. Иначе говоря, творческий путь Михаила Рогинского был предельно субъективен; его невозможно разбить на этапы, поддающиеся толкованиям с позиций конъюнктуры или «исторической неизбежности». Будущим биографам Михаила Александровича придется поломать голову над тем, как увязать особенности его художественной эволюции со сведениями хроникального толка.
«Я живу в чужой стране, у меня нет друзей. Но именно это и позволяет мне искать простейшую логику чистой пластики, ломать табу, сложившиеся в современном искусстве».